Галиция до Второй мировой войны имела наибольшую концентрацию евреев среди всех регионов Центрально-Восточной Европы.
Культурное разнообразие, национальная и религиозная толерантность, либеральная политика в управлении, которые господствовали в империи Габсбургов (в сравнении с империями Романовых или Гогенцоллернов), способствовали сотворению особого мифа галицкого еврейства, рассказ о котором распространился по всему миру. После Первой мировой войны этот миф унаследовала новообразованная Вторая Речь Посполитая.
Мир галицкого еврейства был неотъемлемой частью мира наших предков того периода.
Три главные сообщества - галицкие русины, галицкие поляки и галицкие евреи - составляли душу Галичины и до Первой и до Второй войн.
Каждое из этих сообществ, конечно, имело свой мир - отдельный, но не чужой. Любые попытки вычеркнуть сейчас памяти какой-то из этих миров равнозначны попыткам стереть из нашей памяти треть собственной истории, культуры, а во многих случаях и треть метафизической идентичности галичан. Не зря, говорят, что известный украинский мифотворец Михаил Грушевский называл галичан «украинской жидами».
Без понимания истории малых еврейских штетлов и районов в крупных городах Галичины невозможно объяснить историю создания и развития архитектурных ансамблей и общественных отношений в галицких городах и местечках.
Без осознания влияния евреев на развитие искусства, музыки, литературы и науки невозможно истолковать особенности художественных стилей, литературных направлений, научных школ и вообще галицкой культурной специфики.
Отображение важных общественно-политических, а также религиозных процессов в жизни галицких украинцев, будет неполноценным без учета так называемого «еврейского фактора». Биографии писателя и мыслителя Ивана Франко или религиозного и общественного лидера митрополита Андрея Шептицкого, а вместе с ними и многих других великих галичан будут бессмысленно обрезанными без отражения полноты их отношений с еврейским миром Галичины.
Язык галичан - особые галицкие слова, пословицы и понятийные стандарты, способ вербализации представлений о мироздании, шутки и предрассудки, а также значительная часть фольклора - умрет вместе с памятью о мире галицкого еврейства.
Поэтому, если галичане хотят сохранить подлинную историю, культуру, язык, то не могут допустить исчезновения следов галицкого еврейства. Тем более, что их осталось не так уж много.
Гитлеризм привел к значительному уничтожению еврейского мира Галиции, а советский коммунизм - до варварского запустения того, что осталось. Это привело к настоящей гуманитарной катастрофе, которая поглотила магию еврейской Галиции, а вместе с ней и метафизику всего галицкого микрокосма. Трагедия трех сущностей: галицкого русинства, галицкой польскости, галицкого еврейства.
К сожалению, украинское государство в этом деле занимает позицию, как в поговорке «не дай Бог из хама пана». Получив в наследство то, что воспринимается как чужое и не ценное, она не ценит ценного, добивает недобитое, теряет то, чего нельз терять. Галицкая художественная иудаика скитается по музейным запасникам, время стирает имена на традиционных иудейских мацевах, которые зарастают плющом на чудом уцелевших кладбищах, а те имена галицких евреев, которые вписаны в мировые анналы литературы, философии или искусства, не могут пробиться к культурному сознанию молодого поколения галичан сквозь баррикады "украинского национального возрождения».
Впрочем, трудно ожидать заботы об истории галицкого еврейства от малороссов или южноросов, не говоря уже о потомственных «гомо советикус». Спасти это можем только мы, нынешние патриоты Галичины, то есть те, кто понимает, что уничтожение еврейского наследия "взывает о мести к небу». Она слишком ценна, прежде всего для нас, галичан, - чтобы перекладывать эту задачу на чьи-то другие плечи. А такие плечи, без сомнения, найдутся. Надо признать честно, если бы мы хорошо заботились о «фресках Бруно Шульца», то работникам института Яд-Вашем не приходилось бы их вывозить в Израиль из-за «сомнительных» обстоятельств. А «хорошо заботиться» означает не только надежно хранить, но и эффективно популяризировать. Хранить материальные свидетельства, популяризировать память, интеллектуальное и духовное достояние. Ведь осознание уникального опыта Холокоста касается не только еврейского мира, но и является осознанием опыта наших предков, которые были непосредственными свидетелями трагедии еврейского народа - иногда соучастниками преступления, иногда - спасателями-праведниками.
Да, это непростая задача, галичане смогут реализовать только тогда, когда поймут, что, заботясь о еврейском наследии, они действительно заботятся о своем достоинстве - в память о предках и с мыслью о потомках.
Володымыр Павлив
ZAXID.NET