Помнится воодушевление и надежда моих крымских друзей (Где он таких идиотов в Крыму отыскал? - ред.), которые овладели ими после назначения на пост премьера Крыма Василия Джарты – бывшего в начале 2000–х мэром Макеевки, а затем – заместителем губернатора Донецкой области.
Впечатленные жесткими взглядами президента и новоиспеченного руководителя автономии, нацеленными с телеэкранов в электорат, завороженные твердыми фразами о наведении порядка, мои симферопольские собеседники наперебой рассказывали мне, много лет прожившему и работавшему в Макеевке, в пришествии на их земли так долго ожидаемого благоденствия.
Попытки убедить их в обратном, основанные на фактах последних пятнадцати лет истории этого города – колыбели кадрового десанта на крымские просторы, были разбиты неизвестно откуда возникшим в головах моих товарищей образом призрачного "города будущего".
Города, который уже выстроила в суровых донецких степях макеевская часть Партии Регионов и теперь, возмужавшая и поднабравшаяся опыта в тесных городских границах, создаст такой же, а может и лучше, "Крым будущего".
С того времени много воды утекло (которая, кстати занимает важное место в этом послании, но об этом – позже). И судя по нашим коротким за этот период дружеским контактам, надежды и чаяния, о которых я слышал когда-то в Симферополе, улетучиваются с огромной скоростью.
Назначение Анатолия Могилева, который в 2000-2005 годах возглавлял милицию Макеевки, председателем Совмина АРК вынуждает меня сделать еще одну попытку и донести жителям Крыма объективные факты о том наследии, которое оставили после себя в Макеевке "реформаторы" и "крепкие хозяйственники" …
В последнее время город стал известен всему миру взрывами в местах жизни и работы уже бывшего гендиректора угольного объединения Станислава Толчина и закрытием целого ряда, но это все случилось уже после того как макеевский десант стремительно высадился на берега Крыма. Поэтому вернусь к более поздней истории…
От советской власти городу достался ряд крупнейших предприятий не только в масштабах СССР, но и Европы. Мясокомбинат, молокозавод, хлопкопрядильная фабрика, труболитейный завод, завод по ремонту "КАМАЗОВ", металлургический комбинат со столетней историей, да и много производств поменьше, не считая большого количества шахт, которые приращивали территорию города многочисленными поселками.
В свое время на этих заводах и фабриках трудились многотысячные коллективы, строили себе жилье, отдыхали в ведомственных санаториях – профилакториях и базах отдыха. Вместо этого - сейчас оставшиеся бетонные коробки с пустыми глазницами окон - металл сдан в пункты приема, дерево пошло на растопку жителям близлежащих домов, так как приобрести уголь очень трудно и многим просто не по карману.
Понятно, что обвинять городскую власть в этой разрухе не совсем корректно, ввиду ее слабого влияния на собственников предприятий, да и не замечена она была в этом процессе с плохой стороны. Равно как и с хорошей.
Совсем уж неблагополучно обстоят дела с коммунальными предприятиями, которыми непосредственно управляет городской совет.
Практически уничтожен городской электротранспорт. Два трамвайных депо, с более чем ста трамваями и сотнями километров рельс и троллей, в полном составе сданы в металлолом.
Кое-где еще на улицах остались куски трамвайных путей, ведущих в никуда… Несколько троллейбусов, которые громыхая, изредка проползают своими, теперь редкими маршрутами, еще выжившими в нелегкой борьбе с близкими власти автобусными перевозчиками - это все, что осталось от КП "Горэлектротранс". К сожалению жителей, множество автобусов и "автобусиков" не гарантирует им попадание домой после пяти часов вечера, если дом расположен в одном из многочисленных поселков.
Следующее коммунальное предприятие - "Макеевский горводоканал" достойно отдельного внимания. Постоянно текущие улицами вода и стоки, не помешали частенько меняющимся руководителям этого КП провести капитальный ремонт многоэтажного административного здания. С ремонтом успешно справились.
Не смогли одолеть только одни из самых высоких в стране тарифов на поставку воды, из-за включения в них почти 50 % потерь, и скудный график ее подачи– четыре часа утром и четыре часа вечером. Такое водоснабжение привело к тому, что в школах города воды практически нет. Питьевая отсутствует, а техническая накапливается в огромных бочках (для тех школ, в которых туалеты расположены не на улице, а таких хватает) и уборщицы между переменами при помощи ведер смывают следы детских организмов.
Еще хуже ситуация с подачей горячей воды. Ее просто нет. Как сообщило мне городское начальство в ответ на мой депутатский запрос, поставка горячей воды в многоэтажные дома десять лет назад прекращена ввиду неплатежеспособности населения, а система с ее насосами, бойлерами и трубами ликвидирована. Это в городе, где проживает почти полмиллиона жителей. (Поговаривают о ликвидации все в тот же металлолом).
Вообще, тяга к сбору металлолома присуща макеевчанам. В металлолом "ушли", как я уже говорил, трамвайные депо с трамваями, фабрики и заводы, металлургический комбинат тоже там исчез.
Там пропадают канализационные люки и кладбищенские оградки, кабели высокого напряжения и угольная крепь – кто ее там под землей досчитается. Даже детская железная дорога с тепловозом и несколькими вагонами растворилась в этом металлическом омуте.
Если, конечно, по-честному, то в этой дороге нужды особой не было. Особенно после того, как на территории детского парка, где она находилась, построили церковь и, видно для уравновешивания – кабак, а железнодорожную станцию сожгли.
Не сложились у городской власти и отношения с центральным парком, где когда то отдыхал весь город. У входа громоздится гранитная глыба – единственный вклад городской власти в это место отдыха – с надписью (в оригинале): "ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПАРК КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА им 10 я Независимости Украины". На центральной аллее, укоротившейся вдвое с недавних пор, установлен с десяток разнокалиберных ларечков, парковый стадион уж десять лет представляет собой заросший бурьяном и кустарником котлован. Разрушенные здания кафе, бильярдной и танцевальной площадки, остатки бледных допотопных каруселей и брошенные новострои неизвестного назначения. Таким нерадужным образом выглядит "центральное место отдыха" сегодня.
Но буду объективным. Все эти вышеперечисленные "шероховатости" не помешали Макеевке во Всеукраинском конкурсе по итогам 2010 года занять второе место и получить диплом со статусом "Населенного пункта лучшего благоустройства и поддержки общественного порядка". (Только представьте, что творится в тех "населенных пунктах", которые плетутся в хвосте!)
О многом еще можно рассказать друзьям. О земельных отношениях, коммунальной собственности, "прихватизации" жилого фонда, бизнес-климате, дорогах, удивительных результатах всевозможных голосований. Но об этом в следующем письме…
Единственное, о чем считаю необходимым еще упомянуть – это страсть местных власть имущих к различного рода лозунгам и девизам. С этим уже, как я знаю, знакомы и крымчане. В свое время, тогда еще живые троллейбусы и полуживые трамваи разъезжали по городским улицам, украшенные все вместе (с улицами) такими, к примеру, транспарантами: "Макеевка – наш город!" и "Макеевка – это мы!".
Попробуйте вместо "Макеевки" вставить название нового места жительства "десантников" и смысл становится понятным – "Крым – это мы!". Куда сложнее с таким: "Нас поднимает совместная работа!" или "Мы верны тебе Макеевка!".
Кстати, последний девиз, выполненный огромными буквами в цветах Партии Регионов, нависает над дорогой, которая ведет в Крым. И скорее всего, отъезжающие к вам "на руководство" мои земляки, оглядывались и набирались решимости для внедрения макеевского опыта и знаний на южных территориях…
Юрий Гримчак, народный депутат, политическая партия "Народная Самооборона"
"Українська правда"