Украинские геи и лесбиянки созрели для проведения первого гей-парада
Согласно заявке, 20 мая в таком шествии в Киеве могут принять участие до 500 человек.
Киевлянин Денис Павленко с ужасом вспоминает школьные годы: «Порой возникал жуткий страх от слов одноклассников, что геев надо убивать. Мол, они извращенцы, ненормальные и им не место в этом мире». Школу Денис окончил, но страх никуда не делся: несколько раз ему пришлось сменить работу, потому что коллеги были настроены так же, как раньше одноклассники. Поэтому через два месяца Павленко примет участие в гей-параде, который должен привлечь внимание властей и общественности к гомофобии и дискриминации геев.
Массовое — или по крайней мере относительно массовое — уличное шествие впервые объединит представителей сообществ лесбиянок, геев, бисексуалов и транссексуалов (ЛГБТ) со всей Украины и пройдёт под лозунгом «Уважение, равенство, многообразие». Активист ЛГБТ-движения Тарас Карасийчук говорит, что парад приурочен к Международному дню борьбы с гомофобией.
Заявку на марш с 500 участниками в КГГА уже подали члены международного форума-фестиваля «КиевПрайд2012». Место парада организаторы в целях безопасности не называют, а в горадминистрации не видят причин скрывать. По словам начальника городского управления по вопросам внутренней политики и связей с общественностью Марии Хонды, парад пройдёт 20 мая с 15.00 до 16.00 по маршруту: перекрёсток ул. Сагайдачного и ул. Боричев спуск — ул. Сагайдачного — Контрактовая площадь.
Позиция. Редактор гей-журнала «Один из нас» Стас Науменко на парад не пойдёт, интересы гомосексуалов он будет отстаивать в публичных дискуссиях
«Парад может запретить лишь суд в интересах общественного порядка с целью предотвращения потасовок и преступлений, для охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей», — говорит Хонда. Если не будет такого судебного решения, шествие состоится — впервые в истории Киева.
Выход из сумрака
|
Позиция. Редактор гей-журнала
«Один из нас» Стас Науменко
на парад не пойдёт, интересы
гомосексуалов он будет отстаивать
в публичных дискуссиях
|
«Я был не таким, как все, хотя внешне это ни в чём особо не проявлялось», — рассказывает Денис Павленко. Он рос тихим и замкнутым, не встречался с девочками, не тусовался в компаниях одноклассников, был сам по себе, этакий «волк-одиночка». Симпатии к парням приходилось скрывать, но многие всё же догадывались о его ориентации, и Денис постоянно терпел насмешки и издевательства одноклассников. Парня не понимали даже близкие родственники. Мама поначалу ничего не подозревала и всё время заводила с ним разговоры о девушках. Когда Денису исполнилось восемнадцать, он не выдержал и всё ей рассказал. «К моему изумлению, мать хоть и удивилась, но отнеслась к такой новости спокойно, а вот с остальными родственниками отношения не сложились», — признаётся Павленко.
Недавно он совершил «камин-аут» (англ. coming out — «раскрытие»): решился выйти из «подполья» и признаться общественности в своей принадлежности к сексуальному меньшинству. «Надоело всю жизнь прятаться, что-то утаивать. Я такой же полноценный, нормальный человек, как и все, и у меня такие же права!» — возмущается Денис. Эту позицию он и намерен отстаивать 20 мая.
«В наших кругах за последнее время количество людей, готовых открыто заявлять о своей нетрадиционной сексуальной ориентации, увеличилось на 30%, — объясняет решение Дениса Карасийчук. — Это и стало решающим аргументом в пользу проведения парада». Сколько это — на 30% больше? Только на сайте qguys.com.ua, главном профильном ресурсе страны, зарегистрировано более 45 000 геев со всей Украины в возрасте от 17 до 79 лет. А по данным гей-форума Украины, в нашей стране насчитывается от 800 000 до 1,2 млн лесбиянок, геев, би- и транссексуалов. Это 1,7–2,6% населения страны. Просто далеко не все они заявили о своих предпочтениях открыто. Всего же в мире, по данным американской организации General Social Survey, 3,3% мужчин идентифицируют себя как гомосексуалы или бисексуалы, среди женщин таких 2,3%.
На парад по записи
Ещё два года назад один из лидеров ЛГБТ-движения Святослав Шеремет заявлял, что проведение гей-парада в Украине нецелесообразно. По его мнению, украинское общество ещё не созрело для подобных акций и существует угроза физической расправы с их участниками. А донести свою точку зрения до общественности можно и на каком-нибудь круглом столе. Однако в этом году товарищи не поддержали эту позицию Шеремета. В конце концов, в поддержку гей-парадов недавно высказались глава ООН Пан Ги Мун и верховный комиссар по правам человека Нави Пиллэй, призвавшие геев и лесбиянок бороться против дискриминации в отношении сексуальных меньшинств.
«В связи с евроинтеграционными устремлениями нашей страны, о которых в последнее время так много ведётся разговоров, велика вероятность того, что к мероприятию прислушаются и оно пройдёт не по российскому или белорусскому сценарию», — считает организатор акции Карасийчук.
В Минске, Питере и Москве правоохранительные органы пресекли гей-парады, состоявшиеся там вопреки запретам судов. «У них разгоняют прайды по причине узаконенной, публичной гомофобии, царящей во власти, — утверждает Карасийчук. — Если в Киеве запретят прайд, мы не будем провоцировать власть — шествия в предусмотренном формате не будет». Организаторы вообще делают всё, чтобы избежать провокаций. Попасть на парад можно только по записи. Для этого необходимо отправить заявку на электронную почту организаторов:
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
. Условия участия: не надевать яркие провокационные вещи, согласовать транспаранты с оргкомитетом.
В самом гей-движении, впрочем, даже такая осторожная позиция некоторым кажется слишком радикальной. 35-летний киевлянин Сергей не видит смысла не только в парадах, но и вообще в афишировании своей сексуальной ориентации. «На парад не пойду — мне моих прав предостаточно, — говорит он. — А дополнительных, связанных с ориентацией, мне и не нужно. Это сугубо личная жизнь. И для меня она заканчивается в интимных отношениях, а в социуме никак не проявляется». Свою фамилию Сергей отказался назвать, боясь проблем на работе.
28-летняя Оксана Ильницкая из Хмельницкого тоже считает, что сексуальная ориентация — «личное, интимное дело, о котором не стоит кричать посреди площади». Оксана хочет, чтобы её и других лесбиянок воспринимали как обычных людей, а не как какой-нибудь зоопарк. Вот парады, да ещё с эпатажным антуражем по западному образцу — зоопарк и есть. «Если бы это была социальная акция, во время которой какой-нибудь гей-альянс внёс пожертвование для одного из детских домов, сообщество лесбиянок их бы поддержало, — объясняет свою позицию Ильницкая. — А просто идти по улице и орать, какой ты крутой, мы не видим смысла».
Оксана опасается, что гей-парад даст повод фашистским и другим агрессивно настроенным организациям выступить против сексуальных меньшинств. «По нашей информации, коммунисты уже сегодня готовят провокацию против гомосексуального шествия», — говорит Ильницкая.
Контракцию сегодня разрабатывает и общественное объединение «Любовь против гомосексуализма». По словам его лидера Юрия Шпырного, это будут флешмобы и креативные протесты. По замыслу организаторов, они должны пройти в тот же день и на том же месте, где состоится гей-парад. «Мы не собираемся физически препят-ствовать проведению такой демонстрации, — говорит Шпырный. — Однако среди нас есть готовые и к таким действиям. Мы выступаем не против людей нетрадиционной сексуальной ориентации, мы добиваемся запрета пропаганды гомосексуализма как нормы».
Активисты «Любви против гомосексуализма» ведут собственную пропаганду: объясняют, что гомосексуализм — дань моде или болезнь. Доводы оппонентов, мол, даже ВОЗ исключила гомосексуализм из списка психических заболеваний, Шпырный называет проплаченной кампанией гомосексуальных сообществ.
47-летний Стас Науменко с 1996 года издаёт журнал для геев «Один из нас». По его словам, в первое десятилетие независимости, на волне демократизации было много надежд на улучшение отношения и государства, и общества к гомосексуальности. Но со временем оптимизма поубавилось. Стас убеждён: народ больше настроен на поиск врагов, и каждый выбирает их на свой вкус: восток против запада, ФК «Шахтёр» против ФК «Динамо», оранжевые против бело-голубых. А все вместе — против геев. «Легко ненавидеть абстрактного гея, сложнее — кого-то из близких», — говорит Науменко. Но всё же бывают случаи, когда, например, родители выгоняют из дома сына или дочь, признавшихся им в своей гомосексуальности. Проблема общества — стереотипное мышление и, как следствие, болезненная реакция на такие словосочетания, как «гей-парад».
«Каждый день тысячи геев проходят по Крещатику и другим улицам столицы — и ничего, земля не разверзается. Но если один день в году в течение несколько часов по центру пройдёт гей-парад — всё, вселенская катастрофа», — удивляется Науменко. Но сам он на парад не пойдёт: не считает, что публичное шествие послужит заявленным целям.
Гей-убежище
В 76 странах, по данным ООН, существуют законы против гомосексуализма. В соответствии с Женевской конвенцией, если человека на родине преследуют из-за нетрадиционной сексуальной ориентации, а власти при этом не желают оказывать помощь, он имеет право на убежище. Конвенция рассматривает такие случаи как дискриминацию по социальному положению. Убежище может быть предоставлено в большинстве стран ЕС, Канаде, Австралии и Новой Зеландии. Всего убежище геям, подвергавшимся преследованию на родине, предоставляли 42 страны.
Сергей Одаренко
Фокус