- Когда я мысленно осматриваю жизни крымских татар за последние два века, первое, что приходит на ум, - как этому народу вообще удалось выжить. Судите сами. В середине XIX в статье «Историческая судьба крымских татар», написанной вскоре после массовой эмиграции 1854-1862 гг, краевед Феоктист Хартахай фактически ставил точку в истории крымских татар в Крыму: "За крымскими татарами сохранится теперь только их историческое значение, впрочем , важное для нас ". Такой неутешительный прогноз, который, к счастью, не оправдался, известный краевед высказал не случайно. Крымских татар принуждали к массовому (сотнями тысяч людей) выселение из Крыма, стоически терпели они и горькая жизнь в Крыму - безземелья, издевательства российских чиновников.
Почти полтора века проживания в лоне Русской империи - с 1783 г. до 1917 - имели трагические последствия. На протяжении всего этого периода постоянно происходил эмиграционный процесс. Как следствие, после присоединения Крыма к России крымские татары составляли большинство населения полуострова, а через полтора века их осталось лишь четверть населения.
Вступив в ХХ столетия обескровленным, потеряв значительный человеческий потенциал и ресурсы, крымскотатарский этнос, тем не менее, оставался наиболее культурным сегментом российских мусульман. Один из историков объяснил это старательным насаждением в Крыму «православия, самодержавия, народности», что способствовало росту оппозиционных настроений в среде представителей крымскотатарской интеллигенции.
25 марта 1917 в Симферополе состоялся Курултай (съезд) крымских татар, был избран Временный крымско-мусульманский исполнительный комитет. В декабре 1917-го на Курултае приняли действительно демократическую Конституцию. В ней говорилось о всеобщем избирательном праве, отмене званий и сословных привилегий, о равноправии мужчин и женщин, о порядке созыва парламента и избрания национального правительства. Курултай, выбрав крымскотатарский правительство (Директорию), подчеркнул при этом, что не посягает на права других народов, населявших Крым. «Принятию таких законов не постеснялись бы и культурные народы Европы», - писал один из иностранных очевидцев тех событий.
Однако воплотить в жизнь эти законы не суждено.
- Как изменилась жизнь крымчан с приходом большевиков?
- Революция была для полуострова действительно «кровью умытой». В первых числах января 1918 года большевики выдвинули Курултаю ультиматум, переговоры прошли безуспешно. В результате кровопролитных боев в середине января большевики разогнали Курултай. С 22 по 24 февраля 1918 в севастопольской тюрьме было расстреляно около 600 человек, в частности лидера крымских татар - Номан Челебиджихан.
В апреле 1918 года в Крым вторглись немцы. Уже 21 апреля было образовано Временное бюро Курултая. На заседании 19 мая был утвержден документ, согласно которому Крымскотатарский парламент должен быть пополнен представителями других народов. Курултай объявил себя временным крымским парламентом с инициативой формирования правительства. Премьер-министром был избран Джафер Сейдамет, но ему так и не удалось сформировать правительство. Немецкое правительство решило сделать ставку на генерала Сулькевича - выходца из литовских татар. Правительство Сулькевича просуществовало несколько месяцев, прекратив существование после ухода немецких войск из Крыма. После этого было сформировано правительство во главе с Соломоном Крымом, который просуществовало до апреля 1919 года - когда в Симферополь вошла Красная армия.
Скоро - еще одно страшное испытание: голод в Крыму 1921-1922 годов. Последствия его для крымских татар были поистине ужасны: по официальным данным, из 110 тысяч умерших было около 76 тыс. крымскотатарского населения.
- Но ведь были и годы, когда советская власть способствовала национальному развитию.
- В октябре 1921 года была образована Крымская АССР в составе РСФСР. Как и в других автономных республиках, в Крыму провозглашали принципы приоритетного развития национальных сообществ, особенно крымскотатарской (политика т.н. "коренизации", или "татаризации"). В этот период началось активное изучение истории, этнографии и культуры крымских татар, открыто национальные школы, крымскотатарский театр, выходили газеты и журналы крымскотатарском языке ... Существовало Постоянное представительство Крымской АССР в Москве - и этот пост всегда занимал крымский татарин.
Однако уже со второй половины 1920-х шли перманентные репрессии под лозунгом борьбы с местным национализмом. В мае 1928 года впервые в истории советских национальных республик был осужден и расстрелян председатель Крымской АССР Вели Ибраимов. После этого репрессии в отношении крымскотатарских партийных руководителей стали нормой. В период коллективизации около 30 тысяч крымских татар - председателей и членов «кулацких» семей - были уничтожены или высланы с территории полуострова.
В 1930-х годах сталинский курс на практике решительно дрейфовал к возрождению великодержавности.
Переди мной так называемые «сталинские списки» 1938 года (в стране - апогей «большого террора») - перечни людей, осужденных по личной санкции Сталина и его ближайших соратников по Политбюро ЦК ВКП (б) к разным мерам наказания - преимущественно к расстрелу . Посмотрите, вот сталинские списки по Крымской АССР. В списке от 5 марта 1938 обнаруживаю фамилии видных представителей крымскотатарской интеллигенции - Асан Сабри Айвазов, Осман Акчокраклы, Рамазан Александрович, Усеин Боданинский, Ягья Байрашевская, Сулейман Идрисов, Абдулла Лятиф-заде, Мамут Недим, Абдураим Самединов, Ильяс Тархан и многие другие . Это первый ряд лучших представителей крымскотатарской интеллигенции, а сколько их было безвестных, рядовых - учителей, рабочих, врачей, колхозников ... Один день - и нет целой плеяды. А за два дня можно было распорядиться судьбой целого народа, который веками жил в Крыму - именно столько заняла операция по депортации крымских татар - 18-20 мая 1944 ...
- Можно было бы говорить о нелояльности крымских татар к советской власти еще до войны?
- Мой обширный ответ на предыдущий вопрос не предусматривает положительного ответа на этот вопрос. На самом деле, конечно, все было не так однозначно. Рационализация национального сознания и еще и в ретроспективном аспекте - проблема из разряда экстратяжких. Тем не менее, попробую ...
Совершенно очевидно, что крымскотатарская община в довоенное время, да и в период войны идеологически была отнюдь не однородной. Именно поэтому надо дифференцировать представление :
деятели той части национальной элиты (в частности эмигрантской), чьи убеждения сформировались во время крушения Российской империи под влиянием идей возрождения национальной, крымскотатарского, государственности (с определенной долей условности это поколение можно назвать «детьми I Курултая» , в официальном советском дискурсе они именуемые как «буржуазные татарские националисты»)
основной части крымскотатарского населения,
слоя партийно-коммунистической верхушки, которая до войны была у крымских татар достаточно большой.
Посмотрим, как складывались отношения в рамках этих групп. Многие из тех, кого мы зачислили в первую группу, связывали с приходом немцев надежды на крах ненавистной большевистской власти, возрождение национальной государственности и национальных институтов - то есть того, что не произошло в результате установления Советской власти в Крыму. Разумеется, ни о каких симпатиях к Сталину и социализма в его воплощении говорить в данном случае не приходится.
Противоположный по своим взглядам полюс национального сознания представляла партийная элита. Ментально крымскотатарские коммунисты ничем не отличались от своих партийных собратьев других национальностей и столь же праздник были преданы делу Ленина-Сталина. Убеждению многих коммунистов крымских татар получили основательной ревизии под влиянием события немного более позднего времени - депортации крымскотатарского народа 1944 года, воспринятой всеми без исключения крымскими татарами как национальная катастрофа.
Ну, а для большинства крымских татар ключевой эмоцией был страх, продиктованный необходимостью выжить - сначала под Сталиным (репрессии в довоенный период шли полным ходом), затем - под Гитлером (Крым попал в оккупацию уже в начале войны, а после оставления Севастополя в июле 1942 года оказался полностью оккупирован на долгие два с половиной года). Относительно периода оккупации, то наиболее точным будет определить настроение большинства крымского населения, включая и крымских татар, как политическую индифферентность - что вполне естественно для человека с петлей на шее »- а именно такой образ напрашивается, когда пытаешься осмыслить жизнь крымчан в 1941 - 1944 гг.
- Насколько серьезно можно говорить о попытках татар во времена войны создать свое национальное государство в Крыму?
- Что касается гитлеровских планов по государственности восточных народов, то у немцев не было серьезных намерений предоставления им государственности. Создание национальных комитетов в период оккупации Крыма - крымских татар, узбеков, туркмен, армян и украинский - мало вполне прагматичную цель - содействовать проведению политики германского руководства. и не более того.
Если же говорить об усилиях крымскотатарской эмиграции, то в большей степени они были связаны с освобождением военнопленных. Вспомним печально приказ советской Ставки Верховного Главнокомандования № 270 от 16 августа 1941, который гласил, что те, которые сдались в плен, считаются «злостными дезертирами, семьи которых подлежат аресту как семьи тех, нарушивших присягу и предавших свою Родину ». Советские военнопленные, численность которых уже в самом начале войны была необозримая, фактически оказывались париями собственного государства и, по сути, были ею преданы. Неудивительно, что судьбой своих собратьев-тюрков, которые оказались в немецком плену, проникались такие выдающиеся представители крымскотатарской эмиграции, как Джафер Сейдамет, Эдиге Мустафа Кырымал, Мустеджиб Улькюсала, вступив по этому поводу в переговоры с немецким руководством, - при том, что они отнюдь не испытывали симпатий к фашистам.
- Не считаете символичным тот факт, что последний раздел мира между сверхдержавами состоялся именно в «зачищенном» от татар Крыма - в Ялте?
При желании символику можно найти в чем угодно ... Но что для меня важно в данном случае ...
Итоги Крымской конференции 1945 года, в принципе, достаточно хорошо освещены в историографии. Но поднимался на ней вопрос, который долгое время фактически не было известно широкой общественности. 10 февраля 1945 в Кореизе, в Юсуповском дворце, где находилась резиденция Сталина, состоялась его встреча с премьером-министром Великобритании Черчиллем и министром иностранных дел Аденом, который его сопровождал. Речь на встрече шла о репатриации советских граждан, оказавшихся в результате войны за пределами СССР - военнопленные, остарбайтеры, солдаты добровольческих, или «восточных» формирований вермахта. Согласно Ялтинских соглашений, все они, независимо от их желания, подлежали выдаче СССР, значительная часть их оказалась впоследствии в лагерях и была расстреляна. Не случайно этих людей с легкой руки историка-эмигранта Николая Толстого стали называть «жертвами Ялты». У Сталина к тому времени был накоплен уже достаточно большой опыт борьбы с собственным народом, но не стоит сбрасывать со счетов и позицию западных союзников, которые вообще-то без особых страданий согласились с позицией СССР по этому вопросу и иногда с особой жестокостью выдавали советскому диктатору его граждан - для фактически неминуемой расправы.
В свете изучения истории крымских татар интересным представляется отрывок из известной работы «Жертвы Ялты» уже упоминавшегося Николая Толстого: «Только за восемь месяцев до Ялтинской конференции НКВД, после серии массовых убийств, депортировал из Крыма всех крымских татар. Транспортные средства для операции были выделены английскими и американскими войсками в Иране, и, по мнению советских официальных лиц, союзникам было известно назначение грузовиков. Впрочем, замысел Сталина вовсе не отличался оригинальностью - Гитлер тоже намеревался вывезти из Крыма все население и заселить полуостров тирольскими немцами, но против этого плана выступил Гиммлер. Массовое выселение крымских татар не просто предшествовало соглашению, которое предлагали сейчас Сталину Иден и Черчилль; сама сделка будто завершала сделку по их выселения ».
Интересно, что в апреле 1945 года в известном американском журнале «National Geographic» была опубликована статья «Освобождение Крыма». В ней нет ни слова о депортации, но при этом опубликовано несколько сусальным фотографий из жизни крымских татар - по всему видно, довоенного происхождения. Американские авторы статьи даже не заметили, что на тот момент крымских татар в Крыму уже почти год как не было ...
- Какую, на Ваш убеждению, реальную цель ставило перед собой тогдашнее советское руководство, депортируя татар из Крыма?
Как ни странно, этот вопрос и сегодня является дискуссионным и не решенным исследователями. Официальной причиной, сформулированным в постановлении ГКО (Государственного Комитета Обороны) от 11 мая 1944 «О крымских татарах», была их нелояльность по отношению к советскому режиму.
Что это было на самом деле: предоставлена войной возможность полного вытеснения крымских татар из Крыма, которую вынашивала еще имперская Россия, а в интерпретации Сталина трансформировалась в потребность заселения Крыма «трудолюбивым русским населением»? Мстительная акция возмездия или продуманный геополитический шаг? Совершенно очевидно, что депортация крымских татар не была незаменимым условием успешного завершения войны с фашистской Германией в Крыму. Но, зная поистине маниакальную страсть вождя к поиску виновных среди отдельных граждан и целых народов, депортация как акция возмездия за нелояльность не кажется такой уж невероятной причиной. Однако есть, наверное, и рациональное объяснение. Депортации народов носили характер пограничной «зачистки» - кроме выселенных крымских татар, была депортирована из мест постоянного проживания ряд мусульманских и тюркских народов, в свете напряженных взаимоотношений СССР и Турции (Сталин не исключал войны с ней) выглядит вполне логично - основной удар пришелся как раз на народы, которые Сталин считал потенциальными "спутниками" Турции.
В последнее время получила распространение и «еврейская версия» депортации крымских татар. В наиболее радикальной форме, популярный преимущественно публицистами, она сводится к идее, что крымских татар выселили, чтобы очистить полуостров для создания Еврейской автономии в Крыму.
Идея создания автономии евреев в Крыму возникла при подготовке пропагандистской и деловой поездки членов Еврейского Антифашистского комитета Михоэлса и Фефер в США летом 1943 года. Предполагалось, что американские евреи воспримут ее с энтузиазмом и согласятся финансировать все связанные с ней расходы. Задача специального разведывательного зондажа - установление под руководством нашей резидентуры в США контактов с американским сионистским движением в 1943-1944 годах - была успешно выполнена. В январе 1944 года Эпштейн и Фефер создали проект докладной записки Сталину, где излагалась идея создания еврейской автономии в Крыму. Фефер, по свидетельству П. Судоплатова, несколько раз обсуждал крымский проект с Берией ...
Однако, как отмечает русский историк Жорес Медведев: «Записку о Крыме» быстро отправили в архив без всякого разбирательства. Сделанные в ней предложения ЕАК были нереальными, а также непродуманными. Формулировать их еще до освобождения Крыма от немецкой оккупации было крайне преждевременно. Предложение ЕАК предусматривала создание в Крыму не «автономной», а «союзного» республики - ЕССР, что потребовало переселения в Крым более миллиона евреев для формирования здесь еврейской этнического большинства. Зонами расселения могли быть только засушливые северные степные районы Крыма. Заставлять городских жителей распахивать здесь целину можно было только путем принуждения ».
«Еврейский след» депортации крымских татар не обнаружен в документах главного органа власти в период войны - Государственного комитета обороны. А если вспомнить, что после депортации крымских татар, вплоть до 1954 года, Крым заселяли преимущественно русскими (а вовсе не евреев), инициаторы же проекта в 1948-1952 в связи с так называемым «делом ЕАК» были арестованы и привлечены к уголовной ответственности по обвинению в шпионаже и антисоветской националистической деятельности, - «еврейская версия» представляется нам надуманной.