«Нам нужно, чтобы в Болгарии на месяц выключили Интернет. Чтобы исчезли все репортеры, которые повсюду суют свой нос. И чтобы где-нибудь в Новой Зеландии случился грандиозный кризис, отвлекший на себя внимание мира. Спустя месяц Европа спохватится и спросит: а где ваши цыгане? И мы скажем: «Ой!»
В популярном кабачке Софии заседают молодые и рьяные болгарские националисты. Не из племени бритоголовых. Скорее мальчики из добропорядочных семей. Благовоспитанные, образованные, чистенькие юноши, говорящие на нескольких языках. Их вожак, харизматичный Ангел Джамбазки, кандидат в мэры Софии, чьими портретами увешан весь город, уже прославился в Болгарии своими непримиримыми взглядами в отношении цыган.
- Если я стану мэром, я первым делом бульдозерами срою цыганские гетто как незаконные поселения. Ты спрашиваешь, куда денутся люди? Они вернутся туда, откуда пришли. Обратно на историческую родину, в Индию. Так после краха социализма из Болгарии самолетами высылали толпы вьетнамцев. Поверь мне, любой болгарин готов купить билет в один конец обитателю гетто. Ведь сегодня у всего Евросоюза болит голова - 12 миллионов цыган кочуют по Европе, и никто не знает, что с ними делать!
Я с любопытством смотрю на эту новую поросль европейских националистов. Они деятельны, энергичны, фанатичны в своем патриотизме, живо интересуются националистическим движением в России и поддерживают контакты с единомышленниками во многих странах мира.
- Ребята, а что вы думаете о норвежце Брейвике, убившем свыше 90 человек?
Долгая тяжелая пауза и взгляды в сторону.
- Это был акт отчаяния, - наконец говорит Ангел Джамбазки. - Человек сошел с ума, обнаружив, что мир, в котором он вырос, стал другим и больше ему не принадлежит. Брейвик, несомненно, безумец, но он стал эмблемой и символом протеста эпохи мультикультурности. Бездетная богатая Западная Европа впустила мигрантов-мусульман, которые принесли с собой чуждые религиозные и культурные ценности. Восточная Европа выжила только благодаря «железному занавесу» коммунизма, остановившему пришельцев, но и у нас немало внутренних этнических проблем. Вам, русским, проще - Путин строит новую империю, и вы можете позволить себе роскошь имперского национализма. А мы маленькая страна с демографическими проблемами, и наш национализм узкий, этнический.
- Но вы тоже часть империи под названием Евросоюз!
- Разве это империя?! - отмахивается Ангел. - Так, жалкие попытки. Тот, кто хочет узнать секреты империи, должен ехать в Санкт-Петербург и увидеть этот город, построенный на болоте, из крови и костей. Вопреки всему. Нечто, созданное из ничего. Вот так строят империи! А у меня есть только мой дом, моя улица, моя Болгария, плохая ли, хорошая, но МОЯ! И я готов защищать ее до последней капли крови.
Очередной антицыганский митинг в столице Болгарии Софии. Слоган на майках демонстрантов можно понять и без перевода: «Не хотим жить в цыганской державе»
«ЗА ЧТО УБИЛИ МОЕГО СЫНА?!»
Болгарин Атанас Петров рассказал спецкору «КП», что своими глазами видел, как подручные цыганского барона убили его 19-летнего сына Ангела
Деревня Катуница неподалеку от Пловдива. Скорее даже городок с населением около трех тысяч человек. Атанас Петров, немолодой мужчина с потухшим взглядом и почерневшим от горя лицом, кладет цветы на асфальт. «Прямо на этом месте 23 сентября подручные цыганского барона Кирилла Рашкова насмерть задавили моего сына Ангела Петрова, - тихо говорит он. - Это было преднамеренное убийство, что могут засвидетельствовать десятки моих односельчан. Я сам стоял в двух шагах и видел, как микроавтобус протащил по земле моего сына. Я ничего не имею против цыган - в нашем селе живут и вполне добропорядочные цыганские семьи, работающие на земле. Дело ведь не в национальности».
Однако многие болгары уверены, что дело как раз в ней. Убийство 19-летнего Ангела Петрова потрясло всю страну и вывело на улицы тысячи людей. Общественное мнение впервые подняло вопрос о цыганском терроре. Свыше десяти лет «царь Киро» (так называли цыганского барона Кирилла Рашкова) держал в страхе внешне благополучную Катуницу. Полиция, щедро подмазанная золотом, на все закрывала глаза.
- Он выстроил семь дворцов в деревне, завел целый парк автомобилей и вооруженную охрану, по своему желанию перекрывал улицы, - говорит лидер партии ВМРО (Внутренняя Македонская революционная организация) Красимир Каракачанов. - Посреди села барон отгрохал нелегальный спиртовой завод, да еще и хвастался по телевидению тем, что производит контрафактный алкоголь по собственному рецепту. Ему все сходило с рук. Он не платил налоги, зарегистрировал собственную партию и считался неприкасаемым, поскольку открыто поддерживал нынешнее правительство. Что же произошло три недели назад? «Царь Киро» угрожал молодой семейной паре, которая в отчаянии подала жалобу в полицию. Уже через два часа к ним явились люди барона и сказали, что отрежут им головы. Ясно, что полиция немедленно его информировала и сообщила, от кого жалоба. На следующий день на деревенской улице стали собираться возмущенные жители. Из Пловдива приехали гости к барону и на его машине намеренно, на глазах у всех задавили парня, родственника той семейной пары. Эта же машина сбила и покалечила полицейских. Если бы барона сразу арестовали, не было бы волнений. Четыре дня его скрывали и под полицейской охраной возили из города в город. На третий день после убийства Рашков преспокойно дал интервью популярной газете, где заявил: каждый, кто поднимет на меня голову, может с ней проститься - я ее отрежу. Но когда волна протестов поднялась по всей Болгарии, барона наконец арестовали. На демонстрации против политики двойных стандартов вышли не только ультрарадикалы, но и обыкновенные люди и даже матери с детьми.
Футбольные фанаты из Пловдива устроили в Катунице «барбекю-вечеринку», разгромив и спалив виллы барона. Но, хотя в России события в Болгарии уже окрестили «болгарской Манежкой», в целом протесты были мирными и благоразумными.
- В отличие от Лондона здесь не было разбитых магазинов и подожженных машин, - говорит лидер националистической партии «Атака» Волен Сидеров. - На митинги вышли не нацисты и не скинхеды, а просто люди, которые не хотят жить в цыганском государстве. Правительство пытается преуменьшить значение протестов и заявляет, что у нас нет цыганской проблемы. Но это вранье. Цыгане терроризируют целые сельские регионы, нападают в деревнях на беззащитных пожилых людей. Есть дома, которые грабили около ста раз кочующие таборы. Болгары в страхе бегут из деревень под защиту больших городов. Самый трагичный случай произошел два года назад в поселке Литаково недалеко от Софии. Трое цыган напали на пожилую женщину, которая только что получила пенсию. Ее изнасиловали, топором отсекли голову и расчленили тело. Одному из убийц дали 19 лет тюрьмы, ну и что? Отсидит лет восемь, выйдет и снова будет убивать. Цыганские бароны ведут себя как местные царьки, приходят за социальной помощью, с ног до головы обвешанные золотом, в домах у них по три спутника. А своих подданных они целенаправленно держат в трущобах, в этих инкубаторах преступности, используя темных, безграмотных людей для воровства, проституции и наркотрафика. В незаконных гетто в каждой лачуге регистрируют по тысяче человек. Это практически люди-фантомы, которые не платят за воду и электричество и даже не знают, что такое налоги. В Евросоюзе - лицемерное отношение к цыганам. Вы их, мол, у себя проинтегрируйте. Но когда болгарские цыгане приехали во Францию, устроили там лагеря и начали воровать, президент Саркози вернул их нам в подарок, на практике нарушая принципы ЕС о свободе перемещения. Их просто погрузили в самолеты и отправили обратно.
«Цыганам еще и приплатили по 300 евро - лишь бы они покинули Францию, - возмущается политик Красимир Каракачанов. - Пересечение границ превратилось в выгодный бизнес. Цыгане возвращаются в Румынию и Болгарию, стоят здесь табором один месяц и снова едут во Францию, чтобы получить деньги на выезд. Евросоюз 20 лет объяснял болгарам, что мы должны быть толерантны и воспитывать цыган. Почему бы Франции не взять их себе на воспитание? А мы посмотрим, что у них получится!»
Антицыганскими настроениями охвачена вся Европа - Чехия, Венгрия, Румыния, Португалия, Словакия. Цыган с проклятиями гонят отовсюду. Откуда такой взрыв ненависти к племени вечных бездомных и неприкаянных скитальцев?
«МЫ ДИКИЕ, НЕТ У НАС ЗАКОНОВ»
Многовековая городская философия всегда причисляла цыган к несговорчивым: их невозможно приручить, заставить жить в обществе, подчинить порядку и закону. Почтенные обыватели с отторжением наблюдали картины их беспокойной жизни: переезды из города в город, неверный хлеб, вольные нравы, буйное детопроизводство. У них не было понятия о священном праве собственности и отсутствовала связь с кормящим ландшафтом. Попрошайничество, гадание на картах, мелкое воровство, конокрадство, похищение и торговля детьми, контрабанда - такой образ жизни вызывал неизбежное негодование у обывателя. Ненависть к цыганам особенно возрастала во времена экономических и социальных кризисов.
Бесчеловечность средневековых антицыганских законов поражает воображение. В Англии закон от 1554 года ввел смертную казнь для цыган мужского пола, а позже и повешение для всех англичан, кто осмеливался водить с ними дружбу или просто знакомство. В Швеции по закону от 1637 года цыган ожидала виселица, а в Майнце с 1714 года казнили мужчин, а женщин и детей клеймили раскаленным железом. В Моравии и Богемии цыганам отрезали уши. А в 1725 году король Пруссии Фридрих-Вильгельм приказал истребить всех цыган старше восемнадцати лет.
Российская империя с ее широтой взглядов и терпимостью к самым разным национальностям сотворила чудеса с цыганами. Их не гнали, приучали к оседлости и цивилизованному образу жизни. Цыгане оказались прекрасными кузнецами, занимались торговлей лошадьми, давали представления с дрессированными медведями. Поэтов и художников пленял независимый образ жизни этого кочевого народа с его несравненно, неукротимо свободным сердцем и умением жить одним днем. Цыган романтизировали и воспевали, ценили за актерские и музыкальные таланты. Из их среды вышли блестящие профессиональные артисты, а зажигательная цыганская музыка стала неотъемлемой частью русской культуры.
Не обижала цыган и советская власть. Даже в беспощадный период Гражданской войны их не трогали ни белые, ни красные. Удивительная для того времени снисходительность! Видно, было в цыганах нечто неотразимо привлекательное для русского сердца.
Вторая мировая война нанесла страшный удар по древнему племени. Гитлер считал цыган человеческим мусором, подлежащим беспощадному уничтожению, - наряду с гомосексуалистами, неизлечимо больными, сумасшедшими, наркоманами и евреями. Геноцид цыган - на языке рома «самударипен» (убийство всех) и «кали траш» (черный ужас) - куда менее известен, чем еврейский холокост. (У цыган просто не нашлось ни покровителей, ни заступников в политических и медиакругах.) Точные цифры жертв невозможно установить, как и само количество цыган, кочующих в то время по Европе. Их истребляли целыми таборами. В концлагерях и газовых камерах погибли до 300 тысяч человек. В Эстонии и Хорватии было уничтожено свыше 90% цыган, в Польше - до 70%, а в СССР на оккупированных территориях - не менее половины этноса. Выживших женщин и девочек нацисты подвергали насильственной стерилизации варварским методом (укол в матку грязной иглой).
В период «холодной войны» большинство европейских цыган сосредоточилось в Восточном блоке - на территории СССР, Румынии и Болгарии, под жестким, но благотворным для нации прессом социализма. Да, их принуждали к труду, наказывали за тунеядство и бродяжничество, но при этом обеспечивали новым жильем и медицинской помощью, а главное - загоняли цыганских детей в школы. В результате политики кнута и пряника шла интенсивная интеграция кочевого этноса в общество - осело свыше 90% цыган. Резко вырос уровень образования, расцвела музыкальная культура. Ромалы до сих пор с ностальгией вспоминают социалистический период.
- При коммунистическом режиме народ рома не был в таком тяжелом положении, как сейчас, - уверен лидер цыганской болгарской партии «Дром» Илия Илиев. - Ромы имели жилье и, главное, работу - на предприятиях текстильной промышленности и в земледелии. Дети получали хорошее образование. Тогда всерьез можно было говорить об успехах интеграции.
- При социализме цыган принуждали работать, и это был позитивный процесс, - говорит социолог Михаил Мирчев. - Возник цыганский средний класс с техническим образованием. Болгарское правительство проводило политику децентрализации: была специальная программа расселения представителей меньшинств по обычным домам, где живут болгары. Мощная милицейская машина упражняла на цыганах силу законов. Но с приходом демократии началось цивилизационное расслоение общества, и цыгане снова вернулись в эпоху феодализма XIII века. В центре гетто - замок феодала (трех-четырехэтажная вилла цыганского барона), а вокруг - трущобы, где в нечеловеческой нищете ютятся темные, забитые люди. 22 года демократии абсолютно деморализовали цыганскую общность.
Крах социалистического блока принес огромные беды едва укрепившейся нации. Лишенные государственных милостей и строгого догляда, цыгане быстро дичали, спивались, опускались на социальное дно и снова сбивались в стаи. Рухнул «железный занавес», и ромалы полезли через границы в Западную Европу в поисках пропитания, как клопы из ошпаренного тюфяка. Началось новое Великое переселение народов, полностью изменившее этническую карту Европы. Нищета вернула цыган к их старинным воровским промыслам, к которым добавился и наркотрафик. На моральное разложение народа также оказал влияние и абсолютно новый фактор. Впервые за всю историю существования цыганского этноса политикам пришла в голову циничная мысль. Цыгане - это не просто деклассированные неудобные элементы общей европейской мозаики. Цыгане - это прежде всего избиратели.